|
Лебедев Денис Александрович, генеральный директор компании «Кресла PRO»
Планирование закупки кресел для зрительных залов
Компания «Кресла PRO» продолжает рассказывать о правилах и неочевидных закономерностях развития рынка театральных кресел, неизвестных рядовому покупателю. В этой статье затрагивается тема закупки театральных кресел бюджетными учреждениями культуры.
В январе 2012 года специалисты компании «Кресла PRO» в рамках ежегодного маркетингового исследования рынка театральных кресел провели расчет средней стоимости театральных кресел, закупаемых в рамках государственных закупок (средняя цена за одно посадочное место) с 2008 по 2011 год. Были получены следующие результаты:
Средняя сумма, выделяемая государством на замену одного посадочного места
2008 год – 4000 руб
2009 год – 4500 руб
2010 год – 6500 руб
2011 год - 10 000 руб
По итогам первого квартала 2012 года средний бюджет на замену одного посадочного места составил 10 500 рублей. Учитывая размеры залов во многих учреждениях культуры, замена кресел обойдется недешево. При этом ситуация на российском рынке театральных кресел достаточно спорная. Для того чтобы обнаружить причины неопределенности, необходимо сначала разобраться, как устроен этот рынок.
В целом на рынке театральных и конференц-кресел преобладают два направления:
В России существуют несколько профессиональных производств театральных кресел полного цикла. Компания «Кресла PRO» относится к их числу. Остальные игроки – это либо суррогатные фабрики, не имеющие полного производственного цикла и работающие в значительной степени по принципу аутсорсинга, либо торговые организации, предлагающие продукцию сторонних производителей.
Профессиональными поставками кресел импортного производства в России занимается ограниченный круг компаний. Эти компании обязательно имеют в штатной структуре самостоятельный отдел внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отделы продаж, профессиональных дизайнеров и специалистов отдела логистики.
Как мы с вами знаем, бюджетное финансирование закупок того или иного товара государственным или муниципальным предприятием должно проводиться согласно регламентным процедурам в рамках Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005. До вступления этого закона в силу закупки проводились путем заключения прямых договоров между заказчиком и поставщиками. Цель принятия закона заключалась в попытке противодействия коррупции и мошенничеству. Так, начиная с 2005 года, государственный заказчик уже не мог просто обратиться в торговую или производственную компанию и купить то, что ему понравилось, минуя процедуру открытых торгов. Но полностью искоренить коррупцию не удалось, даже несмотря на то, что за прошедшее с момента принятия закона время и он сам, и связанные с ним нормы и процедуры успели претерпеть множество изменений.
До настоящего времени продолжают действовать следующие процедуры проведения торгов:
1) котировочная заявка (сумма закупки – меньше 500 000 рублей);
2) открытый конкурс (согласно определенной товарной классификации);
3) электронный аукцион (согласно определенной товарной классификации).
Конечно, есть п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, согласно которому государственные заказчики, в т. ч. учреждения культуры, могут закупать товар, например театральные кресла, в течение квартала на сумму, не превышающую 400 000 рублей без проведения каких-либо дополнительных процедур по прямому договору. Но приобрести таким способом товар нужной классификации (ОКДП) можно не чаще одного раза в квартал. А что делать, если необходимо закупить большой объем товара, например, оборудовать креслами зрительный зал? Только действовать согласно действующему законодательству, т. е. инициировать государственные торги.
Как показывает практика, заказчик в абсолютном большинстве случаев проводит аукцион в электронной форме согласно Закону № 94-ФЗ. И, снова согласно практике, очень часто он получает товар, не в полной мере соответствующий своим ожиданиям. Почему же так происходит?
Особенности процедуры торгов.
Основным и по факту единственным критерием для победы в электронном аукционе является цена контракта. При этом участники торгов часто снижают цену лота, порой не обращая внимание на техническое задание. Часто это обусловлено тем, что техническое задание для аукциона составляют сотрудники организации-заказчика, не обладающие соответствующими навыками, в т. ч. знаниями о технических характеристиках самого продукта. Например, сотрудники театра могут знать, какое кресло они хотели бы получить, но им позволительно не иметь представления о технических параметрах кресел.
В итоге описание предмета закупок не содержит действительно важных характеристик, а это позволяет компаниям, участвующим в аукционе, снижать начальную максимальную цену контракта в среднем на 55,4% (см. прим.1) − и это только по сегменту театральных кресел! Такое снижение цены означает, что либо заказчик получит более дешевые и, как правило, менее качественные кресла, либо поставляемая продукция изначально не соответствует техническому заданию по ряду параметров.
Как следствие, результаты аукциона и качество поставляемой продукции вызывают повышенный интерес у других участников аукциона и контролирующих органов. При малейшем намеке на несоответствие поставляемых кресел техническому заданию неизбежны дополнительные проверки заказчика, административные и даже уголовные санкции.
В 2011 году более 70 руководителей театров и учреждений культуры лишились своих постов и должностей. В отношении руководителей учреждений культуры было возбуждено более 25 уголовных дел именно по эпизодам, связанным с закупкой театральных кресел (см. прим.2). О том, как предотвратить негативный сценарий при закупке театральных кресел, как правильно подобрать поставщика и отсечь недобросовестных претендентов и участников, максимально обезопасив себя с правовой точки зрения, читайте в следующем номере журнала, в рубрике «Кресла PRO».
Необходимость получить товар или услугу к определенной дате.
Открытие того или иного учреждения культуры после ремонта, реставрации, строительства нового зала (и связанная с этими процессами закупка кресел) часто приурочены к определенной дате или началу театрального сезона. А значит, заключаются контракты на аренду залов, запланированы праздничные мероприятия. Срыв сроков открытия дворца культуры, конференц-зала или театра, отмена или перенос запланированных и уже анонсированных мероприятий приведут к значительным финансовым и репутационным потерям. Недобросовестные поставщики и производители не могут или не хотят выполнить все условия государственного контракта. При этом ни о каком гарантийном сроке не идет речи, ведь зачастую недобросовестные и неблагонадежные поставщики используют для участия в государственных аукционах фирмы-однодневки.
В следующих номерах журнала компания «Кресла PRO» более подробно расскажет о модификациях кресел и даст рекомендации по их подбору для каждого типа учреждения культуры.
Примечания:
1 - Ежегодное исследование маркетингового отдела компании «Кресла PRO» на основе сбора данных с портала www.zakupki.gov.ru о заключенных госконтрактах.
2 - По данным из открытых источников.
© 2007-2024 «Кресла PRO»
Новые кино-, конференц- и театральные
кресла от ведущих и производителей
Тел.: 8 (499) 918-05-36, 8 (800) 222-06-81