ВИДЕО
Все видео
Театральное кресло Гоя-1
Кресло-трансформер Стул-трансформер
Театральное кресло Lorca
ОТЗЫВЫ
Все отзывы

История театральных кресел

Все важнейшие элементы современного театра, как известно, содержали священные действа древних людей, особые обряды, игры. При этом истоки европейского театра следует искать в обрядовых представлениях Древней Греции. Там же берет свое начало история театральных кресел.

В каждом древнегреческом городе был свой театр, обычно расположенный под открытым небом. Вместимость их была различна: от 17 до 44 тысяч людей. Как правило, игровая площадка в форме круга находилась у подножия холма или горы. Она называлась орхестра, в переводе с греческого означающее «плясать». Позади нее располагалась скена – палатка, предназначенная для переодевания актеров. Как подковой, ее охватывали расположенные по склону места для зрителей, которые назывались театрон, от слова «смотреть». Зрительные места помещались преимущественно на склонах гор и холмов, что облегчало их обустройство и устраняло опасность их обрушения при большом скоплении народа. Как правило, прямо в скале вырубались места для сиденья, которые затем чаще всего покрывали мрамором. В случае отсутствия естественной покатости, ее заменяли искусственной насыпью, выравнивали, а затем сооружали на ней каменные сиденья. Таким образом, места для зрителей представляли собой ступени, постепенно поднимающиеся в гору в виде дуг.

Передняя часть ступени была предназначена для сидения, а задняя, обычно углубленная, служила проходом между рядами и местом для ног. Поверхность плиты для сиденья была горизонтальной, либо слегка наклоненной вперед. Встречались также сиденья с углублениями, в которые, по-видимому, клали подушки. Отдельные места ничем не отделялись друг от друга, спинки также отсутствовали. Исключение составляли лишь места в нижних рядах, наиболее привилегированных. Здесь же для жрецов и особо уважаемых лиц устанавливались мраморные кресла со спинками и надписями, предназначенными для них. Безусловно, данные театральные кресла отличались большим удобством и богатым украшением.

Все пространство театрона делилось на несколько звеньев лестницами, соединяющими первые и последние ряды, как сегодня амфитеатр включает в себя левую, правую стороны и середину. Вследствие экономии места эти лестницы были настолько узкими, что по ним мог пройти лишь один человек. В крупных театрах перпендикулярно этим узким лестницам строились также широкие проходы, делящие ряды на несколько ярусов, подобно сегодняшнему разбиению зрительного зала на партер и амфитеатр.

Подобное устройство театра Древней Греции и Рима во многом схоже с его нынешним обликом. Однако существуют и иные конструкции, например, шекспировский театр «Глобус». Здесь действие происходило также под открытым небом, но сцена была окружена зрителями со всех сторон: масса народа стояла перед ней, а богатые горожане располагались на галереях, которые тремя ярусами опоясывали круглые стены театра.

Кресла, разумеется, были уже похожи на привычные нам, однако, по-прежнему, шло разделение на довольно удобные кресла для почитаемых особ и скорее лавки для остальных зажиточных горожан. В любом случае ни то, ни другое не было предназначено непосредственно для театра, не отвечало определенным требованиям комфорта и эргономики, чему сегодня уделяется наибольшее внимание. Вероятнее всего, люди просто несильно задумывались об этом. Однако в 18 веке они, наконец, поняли, что для разных случаев нужна соответствующая мебель и встали на путь создания разнообразных моделей кресел, отвечающих определенным условиям их использования. Результатом данного пути и стали современные специализированные кресла для театра или просто театральные кресла, а также их разновидности.